Север. Притяжение
посмотреть все выставки 10 апреля - 3 октября 2021


  • Север. Притяжение
Музей изобразительных искусств
г. Архангельск, пл. Ленина, 2
На выставку действуют льготы
подробнее

О выставке

_mg_0540 _mg_0535
_mg_0507 _mg_0534
_mg_0525 _mg_0518
_mg_0529 _mg_0528
 

Фотограф: Любовь Смирнова

 

Выставка «Север. Притяжение». Архангельские художники 1930–1960-х годов (живопись, графика, скульптура) из собрания Музейного объединения.

В 2020 году исполнилось 85 лет со дня образования  на Севере Архангельской организации Союза художников России. В рамках юбилейных мероприятий, организованных совместно с Архангельским отделением Союза художников России,  Музейное объединение представляет выставку работ художников старшего поколения. В её состав включены живописные, графические и скульптурные произведения, созданные местными мастерами в 1930–1960-е годы.

Название выставки «Север. Притяжение» в полной мере соответствует её содержанию. Для художников этого поколения Русский Север оставался главной темой на протяжении всей творческой жизни. Они никогда не были равнодушны к его неяркой и неброской красоте, его талантливым людям, к его уникальным памятникам архитектуры. Возвышенным и обыденным, грустным и радостным, нежно-беззащитным, а порой тревожно-обездоленным, но всегда добрым и красивым предстаёт наш край в произведениях архангельских художников.

Экспозицию открывают живописные полотна Германа Кононова, Виктора Преображенского и Александра Казакова. В судьбах этих художников есть много общего – в 1930-е годы эти молодые и энергичные художники были участниками создания Архангельского Союза.

Ярче всего талант северных художников старшего поколения раскрылся в пейзажной живописи. Неиссякаемое многообразие состояний природы являлось для них одним из наиболее благодарных способов выражения самых различных чувств и настроений. Редким даром во всём видеть красоту обладал архангельский пейзажист Дмитрий Ширяев. Признанным пейзажистом Севера был Иван Семенович Котов: «Меня навек заворожила строгая красота Севера, хочется рассказать о ней так, как рассказываешь верному другу о самом сокровенном».

Морской пейзаж, характерный для творчества многих архангельских живописцев, предстаёт в полотнах Виктора Преображенского, Леонида Жигалова, Алексея Голубцова. Бесконечно разнообразны состояния моря, в которых они стремились постичь динамику, цвет и настроение морской стихии.

 С именем народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств Дмитрия Свешникова связана целая эпоха в архангельском искусстве 1950 – 1960-х годов. Герои его картин пришли на полотна художника с необъятных просторов тундры, оторвавшись лишь ненадолго от повседневных дел и забот.

Михаил Баранчеев стоял у истоков создания жанровой бытовой живописи в Архангельске. Он был первым, кто открыл новый круг тем и сюжетов, новаторским в его картинах стало и живое наблюдение жизни, внимание к человеку, к его повседневным заботам и переживаниям. Колорит и своеобразие народной культуры передал в своих полотнах Фёдор Фатьянов. В его творчестве отразились труд и праздник, радость и печаль, прошлое и современность родной ему Лешуконской земли.

В 1960-е в Архангельске начался подлинный расцвет и развитие графики. Линогравюра, офорт, акварель, гуашь всё чаще занимают доминирующее место на выставках. Валерий и Нелли Таргонские, работавшие с 1966 по 1984 годы и создавшие в соавторстве творческий логотип художников «ВИНТ», на многие годы определили лицо архангельской графики на всесоюзных выставках. Линогравюра, гравюра на картоне, акварель – во всех этих графических техниках активно работал Василий Вежливцев. Семен Григорьев – единственный график, работавший в 1960-е годы в технике офорта, который он и возродил в Архангельске. Пейзажи, выполненные тонким офортным  рисунком, создают, то ощущение тишины и гармонии, то динамичного движения сопротивления порыву сильного северного ветра.

В середине 1950-х годов интересно заявила о себе станковая скульптура в лице замечательного мастера Валентина Михалева. Северная тема являлась ведущей в творчестве скульптора. Им была создана целая портретная галерея северян, над которой он продолжал работать позднее в Москве, куда переехал в начале 1970-х годов.

Архангельские художники старшего поколения, работы которых представлены на выставке, прошли суровые годы войны. Это может быть ещё одним подтверждением того, насколько трепетно относились они к тому, что видели и любили, ценя и отражая в своих картинах каждый миг прекрасного, по-настоящему зная высочайшую цену жизни и творчества.

При посещении выставки наличие средств индивидуальной защиты (защитной маски) ОБЯЗАТЕЛЬНО, также приветствуется бесконтактная форма оплаты (терминал).

Количество посетителей залов ограничено до особых распоряжений.

Давайте соблюдать расстояние между друг другом, но сокращать дистанцию с искусством!

Стоимость входных билетов в музей:

Адрес:

Музей изобразительных искусств, пл. Ленина,2

Часы работы: 10.00 – 17.00. Касса до 16.15

Выходной – вторник

Тел. для справок: +7(8182) 65-35-34, 65-36-16