Арктическая сага. Григорий Рябоконь
посмотреть все выставки 18 апреля - 1 ноября 2021


  • Арктическая сага. Григорий Рябоконь
На выставку действуют льготы
подробнее

О выставке

_mg_0551 _mg_0590
_mg_0565 _mg_0592
_mg_0584 _mg_0604
_mg_0586 _mg_0570
_mg_0601 _mg_0573
_mg_0560 _mg_0581
 

Фотограф: Любовь Смирнова

 

В 2021 году Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» продолжает серию выставок архангельских художников, чьё творчество в разное время было сфокусировано на удивительном феномене культуры, жизни и быта ненецкого народа.

18 апреля в Музее художественного освоения Арктики начала работу выставка «Арктическая сага. Григорий Рябоконь», которая готовилась к 100-летию со дня рождения архангельского  художника-графика Григория Анисимовича Рябоконя (1920-2001). Основу экспозиции составили графические листы, выполненные в техники линогравюры, из коллекции Музейного объединения. Определяющей темой творчества художника стала тема, отражающая традиционную жизнь ненецкой тундры. Само название выставки «Арктическая сага» в полной мере отражает ее содержание.  В 1953 году состоялась первая командировка Г.А. Рябоконя в Ненецкий автономный округ, она то и вселила на всю жизнь творческое беспокойство в душу художника и определила главную тему его работ.

В начале 1960-х годов художник обращается к технике станковой графики, которая позволяла быстрее других видов искусства откликаться на события жизни, в более короткий срок реализовать художественный замысел. Сам он говорил, что когда впервые познакомился с линогравюрой, то был поражён: как много можно сказать о жизни двумя цветами – чёрным и белым, при этом добиться максимального выражения. В своих гравюрах художник заставляет белый фон бумажного листа создавать зримое впечатление пространства заснеженной тундры. У его работ нет границ и рамок. Чеканны и плавны силуэты оленей, стройны и четки очертания фигур ненцев в малицах.

В 1970-х годах Григорий Анисимович создаёт большую серию работ, посвящённых Поморью. В основном это – архитектурные мотивы мезенских и лешуконских деревень и рыбацких становищ. Художник обращается и к деревянному зодчеству, и к искусству северных народных мастеров-умельцев.

Творческий диапазон художника был достаточно  широк: сохранилось небольшое живописное наследие, художником были оформлены и проиллюстрированы книги ненецких авторов Северо-Западного издательства, в том числе, книги А. Пичкова «Тропы оленьи», В. Ледкова «Ивовое море», А. Канюкова «Мой Ясовей».

Семья художника бережно сохранила и донесла до нас архив его рабочих материалов. При изучении которого, становится отчётливо видна главная причина выразительности и достоверности работ Рябоконя – долгий путь творческого замысла от сюжета – к гравюре.

Посетители выставки увидят не только станковые произведения художника, но и книги, каталоги, эскизы и наброски, личные инструменты. В рамках мастер-классов зрители познакомятся со сложным и увлекательным процессом изготовления линогравюры и попробуют  изготовить их самостоятельно.

Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова

ул. Поморская,3

Часы работы: 10.00 – 17:00, касса до 16.15. Выходной – вторник

Тел. (8182) 20-56-47